Выступление председателя Контрольно-счетной палаты КБР Кясовой Д.Ч. в Парламенте КБР при представлении отчета о деятельности Контрольно-счетной палаты КБР в 2021 году
Уважаемые депутаты!
Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики в 2021 году подготовлен в соответствии со статьей 37 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2003 года № 53-РЗ «О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики» и утвержден коллегией Контрольно-счетной палаты.
Основными направлениями деятельности Контрольно-счетной палаты в 2021 году были контроль за целевым и эффективным использованием средств республиканского бюджета, реализацией национальных и региональных проектов на территории Кабардино-Балкарской Республики, управлением и распоряжением государственным имуществом, а также аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемый в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Контрольно-счетная палата в 2021 году провела 55 мероприятий – 41 контрольное мероприятие и 14 экспертно-аналитических. Это на 2 % выше, чем в 2020 году. Количество объектов, охваченных мероприятиями в 2021 году, составило 88: контрольные мероприятия на 62 объектах, экспертно-аналитические на 26 объектах. Это на 6 % выше, чем в 2020 году и на 31% выше, чем в 2019 году.
По результатам контрольных мероприятий в 2021 году выявлено 608 нарушений бюджетного законодательства, в том числе:
при формировании и исполнении бюджетов – 258 нарушений на сумму 135 423,9 тыс. рублей (27,4 % от общего объема нарушений);
при ведении бухгалтерского учета, составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности – 141 нарушение на сумму 212 673,2 тыс. рублей (43,0 % от общего объема нарушений);
в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью – 22 нарушения на сумму 30 449,4 тыс. рублей (6,1 % от общего объема нарушений);
при осуществлении государственных (муниципальных) закупок – 178 нарушений на сумму 87 771,6 тыс. рублей (17,7 % от общего объема нарушений);
иные нарушения – 9 нарушений на сумму 28 483,1 тыс. рублей (5,8 % от общего объема нарушений).
Выявлено нецелевое использование бюджетных средств – 2 нарушения на сумму 813,6 тыс. рублей (0,2 % от общего объема нарушений).
В отчетном периоде на контроле Контрольно-счетной палаты находились 45 представлений и предписаний. В 2021 году внесено 28 представлений Контрольно-счетной палаты, исполнены и сняты с контроля 22 представления. Это больше чем в прошлом периоде на 133 % и на 57 % соответственно. Также сняты с контроля 4 предписания Контрольно-счетной палаты. В ходе исполнения представлений Контрольно-счетной палаты объектами контроля устранены нарушения бюджетного законодательства на сумму 205 043,8, тыс. рублей, что составило 171 % от показателя 2020 года, в том числе 169 017,0 тыс. рублей по нарушениям, выявленным в 2021 году, 36 026,1 тыс. рублей по нарушениям прошлых лет.
В республиканский бюджет обеспечен возврат средств на сумму 3 001,70 тыс. рублей. Кроме того, приняты судебные решения о взыскании 1 648,80 тыс. рублей.
Объектами контроля устранены факты неэффективного использования бюджетных средств и государственного (муниципального) имущества на сумму 32 238,6 тыс. рублей.
По итогам выявленных правонарушений в финансово-бюджетной сфере в 2021 году в суд направлено 5 дел об административных правонарушениях, вынесено 4 постановления о привлечении к административной ответственности должностных лиц, общая сумма штрафов составляет 69 тыс. рублей. К дисциплинарной ответственности руководителями организаций привлечены 18 человек. В рамках соглашения о взаимодействии в прокуратуру КБР направлены материалы 11 контрольных мероприятий, по 3 из них прокуратурой внесены представления об устранении выявленных правонарушений, которые в установленном порядке удовлетворены.
В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой рассмотрено 22 проекта закона. По 8 из них даны экспертные заключения на проекты законов о бюджете Кабардино-Балкарской Республики, бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики или об исполнении соответствующих бюджетов. По результатам их рассмотрения Контрольно-счетной палатой было сформулировано 53 предложения, 51 из них принято Парламентом КБР, в том числе 15 – на проекты республиканского бюджета и бюджета территориального фонда.
В 2021 году Контрольно-счетной палатой параллельно со Счетной палатой Российской Федерации проведено контрольное мероприятие «Проверка эффективного и целевого использования средств нормированного страхового запаса бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики, предназначенного на цели софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала».
Совместно с Контрольно-счетной палатой г. о. Нальчик проведено контрольное мероприятие «Проверка формирования и использования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях в части оплаты труда работников общеобразовательных и дошкольных организаций».
План работы Контрольно-счетной палаты на 2022 год сформирован на основе предложений Парламента Кабардино-Балкарской Республики и утвержден коллегией Контрольно-счетной палаты 29 декабря 2021 года. Приоритеты деятельности Контрольно-счетной палаты определены по следующим направлениям:
реализация полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 255-ФЗ;
расширение цифровизации деятельности Контрольно-счетной палаты;
методологическое совершенствование деятельности Контрольно-счетной палаты в направлении риск-ориентированного подхода, в том числе разработка новых профилей риска;
формирование системы мониторинга и оценки государственных программ Кабардино-Балкарской Республики с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года № 786;
применение практик доказательной политики при осуществлении экспертно-аналитических мероприятий;
содействие органам государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в повышении эффективности управления средствами республиканского бюджета и государственной собственностью.