Версия для слабовидящих Обычная версия

Трехгодичный бюджет показывает перспективу

 

IMG 1822

В Парламенте КБР состоялись публичные слушания по проектам республиканского бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования КБР на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
Публичные слушания ежегодно организуются комитетом Парламента КБР по бюджету, налогам и финансам и призваны обеспечить гласность и открытость в обсуждении и принятии основного финансового документа и бюджета Территориального фонда ОМС.
В мероприятии приняли участие депутаты Парламента КБР, представители Администрации Главы КБР, руководство и члены Правительства КБР, председатель и аудиторы Контрольно-счётной палаты КБР, представители органов местного самоуправления, общественных организаций, Молодёжной палаты при Парламенте КБР, Молодёжного правительства КБР, руководители лечебных учреждений, входящих в программу обязательного медицинского страхования.

Доходный потенциал бюджета республики ограничен
Открывая слушания, Председатель Парламента КБР Татьяна Егорова отметила, что рассматриваемые законопроекты размещены на сайте законодательного органа и направлены для подготовки замечаний и предложений в министерства и ведомства КБР, администрации районов и городских округов КБР и общественные организации.
– Считаю, что публичные слушания являются наиболее важным этапом рассмотрения указанных законопроектов, так как именно открытое обсуждение позволяет выявить проблемные направления в формировании бюджета, найти слабые стороны его исполнения и пути решения, – подчеркнула Татьяна Егорова. По её словам, при обсуждении проекта республиканского бюджета в комитетах Парламента с отраслевыми министерствами и ведомствами республики возникло много вопросов и предложений. Они будут тщательно проанализированы совместно с Правительством КБР и учтены при рассмотрении законопроекта в первом чтении на заседании Парламента КБР 26 ноября.
Т. Егорова напомнила, что некоторые субъекты страны, в том числе Кабардино-Балкария, принимают бюджет на три года, хотя проект федерального бюджета принят в первом чтении лишь на 2016 год. Это сделано с целью минимизации вероятности ошибок при подготовке бюджета и для того, чтобы взять паузу для более детальной оценки складывающейся ситуации и отступить от принятой процедуры бюджетного планирования.
– Правительство республики объясняет это тем, что не хочет ломать сложившийся формат рассмотрения и утверждения бюджета во взаимодействии с рассмотрением бюджетов всех муниципальных образований, – заметила Татьяна Борисовна. – Также необходимо было обозначить тенденции и перспективы развития республики на ближайшие три года. Поскольку трёхгодичный бюджет показывает перспективу, это позволит заключать контракты на долговременной основе. Плановый подход и эффективное использование средств будут способствовать достижению показателей, заложенных в прогнозе социально-экономического развития республики. Несмотря на напряжённость формирования доходной части бюджета, все социальные обязательства, принятые в соответствии с законами и подзаконными актами, в проекте бюджета предусмотрены.
Обращалось внимание на то, что доходный потенциал бюджета республики ограничен. В связи с этим Правительству и органам местного самоуправления необходимо мобилизовать ресурсы по наращиванию доходной налоговой базы от налогов и привлечению инвестиций.

Социально-экономическое развитие
Прогноз социально-экономического развития республики представил министр экономического развития КБР Борис Рахаев.
– У нас есть большие резервы, чтобы обеспечить устойчивый рост прежде всего в сфере сельского хозяйства, переработки сельхозпродукции, а также услуг, предоставляемых в области туризма и санаторно-курортного отдыха, – выразил уверенность докладчик.
По словам министра, в КБР реализуется 17 крупных инвестпроектов общей стоимостью около 60 млрд. рублей. Планируется создать свыше 6 тыс. рабочих мест.
В 2015 году темп роста объёма валового регионального продукта составит 103,3%, а его объём достигнет 132 млрд. рублей. К концу прогнозируемого периода валовой региональный продукт возрастёт до 181,4 млрд. рублей.
На развитие экономики и социальной сферы в 2016 году планируется направить 34 млрд. рублей инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования (105,6% к уровню 2015 года в сопоставимых ценах). В 2018 году инвестиции в основной капитал составят 45 млрд. рублей.
Борис Рахаев подробно рассказал о развитии агропромышленного комплекса, приоритетных направлениях в пищевой и перерабатывающей промышленности, объёмах работ по строительству, обороте розничной торговли, системе поддержки малого и среднего бизнеса, ситуации в сфере занятости. Выступающий сообщил, что численность занятых в экономике несколько увеличится и составит в 2016 году  310,2 тыс. человек, в 2018-м – 315,2 тыс. человек. Рост занятости приведёт к снижению напряжённости на рынке труда и стабилизации уровня общей безработицы на 10,8%.
В прогнозе предусматривается реализация мероприятий по повышению оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы. Основной рост заработной платы ожидается в 2016-2018 годах. Ожидается, что среднемесячная зарплата в 2016 году  составит 23 тыс.100 рублей, в 2018-м – 28 тыс. 850 рублей. Предполагается, что реальные денежные доходы населения возрастут за этот период на 12,1%.

Снижение реальных доходов
Участники слушаний адресовали докладчику ряд вопросов, в том числе касающихся снижения реальных доходов населения и фонда заработной платы. Беспокойство вызывают сообщения федеральных СМИ о том, что КБР занимает одно из последних мест в рейтинге регионов РФ по зарплате. Заместитель председателя Общественной палаты КБР Людмила Федченко поинтересовалась, каким образом удастся изменить сложившуюся ситуацию.
– Доля фонда заработной платы бюджетной сферы превышает долю реального сектора, который показывает рост. Мы считаем, есть условия, чтобы обеспечить рост зарплат. Темпы роста объёмов продукции, которые показывают предприятия, должны быть сопоставимы с ростом заработной платы, – сказал министр.
На вопрос, какова доля предприятий малого и среднего бизнеса в общем объёме промышленного производства, Борис Рахаев ответил, что в 2014 году сумма составила 550 млн. рублей – менее 1%. А его доля в валовом региональном продукте – порядка 29%.
– Эти показатели несопоставимы с налоговой нагрузкой, которую несёт малый бизнес, – подчеркнул министр.
Прозвучали ответы на вопросы, касающиеся причин снижения миграционного оттока из республики, выполнения обязательств инициаторов инвестиционных проектов, темпов роста валового регионального продукта, поддержки малого и среднего бизнеса.

Основные параметры бюджета КБР
Основные параметры республиканского бюджета, составленного по программному принципу, изложил министр финансов КБР Заур Лихов. Сообщалось, что в рассматриваемом периоде Кабардино-Балкария обязана обеспечить дефицит бюджета на уровне не более 10% от суммы доходов без учёта безвозмездных поступлений.
Доходы республиканского бюджета планируются в объёме 24 млрд. 719,4 млн. рублей, расходы – в сумме 26 млрд. 62,6 млн. рублей. Дефицит составит 1 млрд. 343,2 млн. рублей. Собственные доходы на 2016 год запланированы на уровне 9,8% по отношению к валовому региональному продукту. На обслуживание государственного долга предусмотрено 490 млн. рублей, исходя из расчёта на обслуживание банковских кредитов в течение года.
В структуре доходов республиканского бюджета на 2016 год предусмотрены налоговые поступления в сумме 12 млрд. 633,7 млн. рублей с темпом роста к плану 2015 года 104,1%. Неналоговые доходы – 923,5 млн. рублей (темп роста – 97,3%).
Прогнозный объём поступлений федеральных средств в республиканский бюджет в 2016 году составляет 11 млрд. 162,3 млн. рублей, из которых 7 млрд. 650,1 млн. рублей – дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности, 174,6 млн. рублей – дотация на сбалансированность. Целевые федеральные средства, получаемые в виде субсидий и субвенций, запланированы в объёме 3 млрд. 97,4 млн. рублей. Другие межбюджетные трансферты прогнозируются в сумме 87,1 млн. рублей. Безвозмездные поступления от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда составят 153,1 млн. рублей.
Уточнялось, что расходная часть бюджета на 2016-2018 годы запланирована с учётом максимального исполнения социальных обязательств. На выплату заработной платы и начислений предусмотрено 4 млрд. 658 млн. рублей, на социальные выплаты – 1 млрд. 998,3 млн. рублей.
Докладчику поступили вопросы о низком уровне собираемости транспортного налога и мерах господдержки капитального ремонта многоквартирных домов. Спрашивали, предусмотрены ли в фонде заработной платы средства на оплату труда преподавателей с учётом увеличения количества детей школьного возраста.
По информации министра финансов, уровень собираемости транспортного налога не превышает 41%. Для решения проблемы необходимо активизировать работу судебных органов и службы судебных приставов.
Что касается государственной поддержки капремонта, которая, по словам участников слушаний, должна предоставляться по закону, Заур Лихов обратил внимание на оговорку в законодательстве: это возможно при наличии финансовых средств.
Говоря о расходах, предусмотренных на выплату зарплат учителям с учётом роста количества детей, З. Лихов назвал ряд принятых мер, в том числе введение нормативного подушевого финансирования.
– Надеемся получить поддержку из федерального центра в большем объёме, чем на сегодняшний день спрогнозировано. Речь идёт о дотации на сбалансированность,  которая должна регулировать объёмы роста заработной платы, – добавил Заур Лихов.
Отвечая на вопрос о социальной поддержке граждан пожилого возраста, руководитель министерства сказал, что может возникнуть необходимость экономии средств по социальным статьям.

Замедление инфляционных процессов
Председатель комитета Парламента КБР по бюджету, налогам и финансам Михаил Афашагов, комментируя представленный к рассмотрению проект республиканского бюджета, сделал акцент на том, что в целом планируемые темпы роста в прогнозе проекта бюджета на 2016 год по всем макроэкономическим показателям будут ниже 2015 года. В течение прогнозного периода ожидается замедление инфляционных процессов. В условиях ограничения финансовых ресурсов одной из главных задач остаются оптимизация бюджетных расходов, обеспечение их эффективного и рационального использования, индексации пенсий, пособий и иных выплат при сохранении действующего порядка.
С заключением Контрольно-счётной палаты КБР выступила председатель органа финансового контроля Ирина Марьяш. Оценивались качество прогнозирования доходов республиканского бюджета, долговая политика и межбюджетные отношения.
Заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по КБР Наталья Лытнёва сказала, что основные параметры республиканского бюджета значительно превышают прогнозные показатели социально-экономического развития.
Вице-президент регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей КБР» Жантемир Губачиков высказал мнение, что определённую пользу для наращивания доходной части бюджета может принести возрождение лёгкой промышленности. Колоссальный ущерб экономике республики наносится в результате бесконтрольного со стороны органов исполнительной власти производства операций банкротства, а также продажи земель.
С информацией о формировании местных бюджетов выступили представители муниципалитетов.
По итогам публичных слушаний принято заключение с рядом рекомендаций Парламенту и Правительству КБР, Управлению Федеральной налоговой службы по КБР.
О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования КБР на 2016 и плановый период 2017 и 2018 годов читайте в следующем номере «КБП».

Марьяна БЕЛГОРОКОВА

Источник: http://kbpravda.ru/node/8542

Дополнительная информация